Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Ашемез Пхешхов не выходит в эфир: коррупция в адыгейских медиа

Адыгейские журналисты-коммерсанты могли устроить "доходный дом", осваивая госконтракты ВГТРК через "фирмы-прокладки".

Автор:

Адыгейские журналисты-коммерсанты могли устроить "доходный дом", осваивая госконтракты ВГТРК через "фирмы-прокладки".

В столице Республики Адыгея городе Майкопе разгорелся медийно-коррупционный скандал: там задержан и помещен под домашний арест директор республиканского филиала ФГУП "ВГТРК" (ГТРК "Адыгея") Ашемез Пхешхов, сообщает корреспондент The Moscow Post в Адыгее.

По версии следствия, господин Пхешхов (которого тут же уволили с поста директора) мог наживаться на создании видео-роликов для Торгово-промышленной палаты Республики. А именно - мощности ГТРК "Адыгея" использовались для создания контента, но средства за это переводились сторонней организации-субподрядчику, которой руководит аффилированное с Пхешховым лицо.

Если его вина будет доказана - это классическая схема "заработка" ответственных лиц на госконтрактах, средства за которые "прогоняют" через фирмы-прокладки. И хорошо еще, если работы по контракту реально выполняются.

ГТРК - структура государственная, как и ТПП. Как и принято в подобных случаях, часто чиновники пытаются использовать филиалы федеральных телеканалов, или прикормленные "медиа" для пиара и продвижения собственной повестки.

Власти были в курсе?

Ашемез Пхешхов - журналист крайне опытный, работал во многих государственных теле-радиокомпаниях в разных регионах. При вступлении в должность гендиректора его поздравлял лично глава Адыгеи Мурат Кумпилов.

Многие передачи на ГТРК носят откровенно комплементарный характер к местным властям несмотря на крайне неудовлетворительное состояние социально-экономической сферы Республики, отсутствие серьезных успехов в развитии региона.

Наши источники предполагают, что Мурат Кумпилов (или, как минимум, пиар-блок его администрации) могли быть в курсе возможного "заработка" Пхешхова, но закрывали на это глаза, учитывая дружественную Кумпилову редакционную политику ГТРК.

Вместе с тем, злоупотреблений в плане трат на медиа и пиар в регионе может быть еще очень много. Среди прочих, в регионе работает МБУ "Майкопское телевидение". Ранее оно получило лицензию на осуществление телевизионного аналогового вещания в результате переуступки лицензии от ГУП к "Телерадиокомпании НТК". И начало яростно пиарить господина Кумпилова.

Видимо, за это глаза региона может закрывать глаза на некоторые "шалости" руководства структуры. Как утверждают в Сети, якобы ранее для "Майкопского телевидения" из бюджета Адыгеи купили видеокамеру Sony PXW-Z190 за 550 тыс. рублей. В рознице такой аппарат стоит в полтора раза дешевле. Кроме того, утверждается, что республиканская газета "Адыгэ макъ" за бюджетный счет покупает фотоаппарат за 270 тыс. рублей.

В общем, жить можно. Видимо, такой праздник жизни за бюджетный счет устраивает и чиновников, и медиа-функционеров. А мы лишь заметим, что предполагаемое преступление Ашемеза Пхешхова выявили не местные правоохранители из МВД (которые, во-многом, ориентируются на власть Республики), а сотрудники ФСБ.

Ранее The Moscow Post уже неоднократно предполагал возможную коррумпированность господина Кумпилова. Особенно на фоне успехов его родственников в госуправлении. Например, его племянник Тимур Кумпилов находился на посту главы конкурсной комиссии Министерства финансов Адыгеи.

Еще четыре племянника – Мурат Ожев, Исмаил Ожев, Руслан Ляфишев и Мурат Тлинов – занимали "хлебные" должности в Кабинете министров, муниципальном образовании Яблоневское городское поселение и Управлении делами администрации главы Республики. Разумеется, лояльные СМИ, сидящие на госконтрактах с администрацией Кумпилова, стараются эти вещи не подсвечивать.

Куда ушли деньги?

Ущерб, который Ашемез Пхешхов мог нанести бюджету, оценивается около 1 млн рублей. Но речь может идти и о больших суммах. По информации наших источников, фирма, которой могли перечислять деньги за ролики, могла быть "Адыгея Медиа", основной деятельностью которой является деятельность рекламных агентств.

Собственником и руководителем ООО "Адыгея Медиа" является Галина Трушева. Сама компания выглядит полуфиктивной - один сотрудник (видимо, официально оформлена только сама Трушева), 10 тыс. уставного капитала.

По итогам 2023 года "Адыгея Медиа" получила резкий рост выручки - с 3,8 до 6,2 млн рублей. При этом она же получила убыток в 177 тыс. рублей, хотя годом ранее показывала прибыль. Такие "ножницы" вызывают массу вопросов.

Ашемез Пхехшхов не выходит в эфир: коррупция в адыгейских медиа

Фото: Rusprofile.ru

Эта же структура имеет госконтракты почти на 3 млн рублей - что почти вдвое меньше выручки за предыдущий год. Основной контрагент - Комитет Республики по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ (1 млн рублей), на втором - адыгейский Минздрав.

Контракта с ТПП на создание роликов тут нет - он должен был заключаться с ВГТРК. Получается, средства в ООО могли перечислить по другому каналу - например, по фиктивному договору поставки. Отсюда и резкий рост годовой выручки почти в два раза?

Вместе с тем, Ашемез Пхешхов, который мог провороваться на мелочевке, позиционировал себя настоящим патриотом России. Он же дважды (2007 и 2012) избирался депутатом в Гордуму Черкесска, когда работал ведущим ФГУП "ВГТРК "ГТРК Карачаево-Черкесия". Чем он там занимался - решительно не ясно. Видимо, мог договариваться о новых контрактах на освещение деятельности Гордумы - не без пользы для себя лично.

Возможно, сильно монетизировать должность не получилось. В 2017 году он вновь пытался избраться, но потерпел неудачу. Видимо, после этого решил попробовать заработать на позиции топ-менеджера государственной телерадиокомпании. Его вину еще нужно доказать, но в любом случае, коррупция остается коррупцией.