Бизнесмен Альберт Авдолян решил перепродать порт Вера башкирскому инвестору. Прошлая их сделка по "Сибантрацит" принесла бизнесмену деньги, а покупателю активы с серьезными долгами. В сюжете разбирался корреспондент The Moscow Post.
Собственники ООО "Сибкапитал", которое до 2024 года было Башкирским промышленным холдингом, и холдинга "Петон" собираются выкупить у Альберта Авдоляна угольный порт Вера, используемый для перевалки сырья на азиатский рынок. Сделка носит подготовленный характер – ранее инвестор уже выкупил у Авдоляна холдинг "Сибантрацит", являющийся крупнейшим производителем металлургического угля в России.
Европейский рынок весной 2022 года был закрыт для российских угольщиков санкциями, поэтому для получения экспортной прибыли им нужна, направленная на Азию инфраструктура, которую башкирский инвестор поэтапно выкупает у Авдоляна. "Сибантрацит" часть продукции продает через Тамань, но с порта Вера до Китая и Индии значительно ближе.
Альберт Авдолян. Фото: https://cdn5.vedomosti.ru/image/2021/8c/4hx6n/original-5tu.jpg
Однако есть нюанс: маржинальность угольного бизнеса падает, а совладельцы холдинга "Петон" взяли 350 млрд рублей еще для покупки "Сибантрацита". Наверняка, не обойдется без заемных денег и в этой сделке, поэтому "в шоколаде" остается только Авдолян.
"Сибантрацит" с долгами
История "Сибантрацита", который компания Авдоляна приобрела в 2021 году у наследников Дмитрия Босова за 1 млрд долларов, является характерной для этого бизнесмена. Собственником структуры тогда стал "Сибан холдинг", который принадлежал Авдоляну (70%) и Максиму Барскому (30%), а сама сделка была проведена через кипрский офшор.
Через год конъюнктура поменялась и Авдолян решил скинуть актив новым инвесторам, которые хотят заниматься добычей угля, а не финансовыми махинациями. Покупатель нашелся, но вот незадача – "Сибантрацит" был продан с очень большими долгами.
Весной 2024 года в арбитражный суд было подано два иска против одной из структур "Сибантрацита" на сумму в 4,349 млрд рублей. Речь в спорах идет о договорах подряда, которые были подписаны в декабре 2022 года, то есть в момент владения холдинга Авдоляном. Суть дела заключается в том, что "Сибантрацит" должен был провести платеж за поставку оборудования, но вдруг у него сменился собственник и деньги не пришли.
Компания Tapp Group оказалась этим возмущена и с тех пор добивается справедливости в суде, потому что не получила деньги за закупленное в Китае дорогостоящее оборудование. Подрядчики написали коллективное обращение в ФАС и Минпромторг, однако Авдолян оказался не при делах. Бизнесмен все честно продал и получил причитающиеся ему деньги.
Долги и вывод средств
Второй эпизод связан с выводом средств из принадлежащих Авдоляну угольных компаний. В 2020 году предприниматель не без помощи главы "Ростеха" Сергея Чемезова купил у "Мечела" ООО "Эльгауголь", которое занимается разработкой Эльгинского месторождения. В 2022 и 2023 годах ООО "Эльгауголь" выплатило 4 млрд рублей возмещения компании ООО "УК “Эльгауголь", причем этим транзакции между структурами не ограничиваются.
Сергей Чемезов. Фото: https://laminarts.ru/chemezov/rostex/biografiya/
Широко присутствуют в схемах предпринимателя офшорные компании вроде "Саномил Ко Лимитед", пусть и в последнее время масштаб их использования немного снизился.
Вывод средств был также зафиксирован на "Гидрометаллургическом заводе" (ГМЗ), который Авдолян якобы поднимал из руин. Предприниматель с 2018 по 2022 годы владел кроме самого предприятия связанными с ними структурами – ЗАО "Южная энергетическая компания" (ЮЭК) и ООО "Интермикс Мет", из которых перевел ликвидное имущество на новые юридические лица, а старые организации технично оставил с долгами.
Впрочем, новые структуры Авдоляна с долгами не отстают – преемник ГМЗ предприятие "Алмаз удобрение" успело быстро накопить 0,5 млрд рублей долгов.
Схемы, налоги и офшоры
Налоговый и финансовый схематоз является стабильной частью бизнеса Авдольяна – в его сделках присутствует много компаний, переводов средств и других действий, которые могут быть интересны ФНС, а то и другим ведомствам. Весной аффилированная с предпринимателем компания "А-Проперти Инвест" сменила собственника с кипрской фирмы POLOCOM HOLDINGS LIMITED на Петра Авдольяна и стала называться ООО "Петр Инвест".
Случилась эта история после того как "А-Проперти Инвест" в 2022 году была привлечена к налоговой ответственности за занижение суммы НДС и другие провинности при "строительстве" угольного терминала на дальневосточном мысе Веселом.
Рабочих и техники на стройке замечено не было, зато подрядчик получил на свои нужды 20 млн долларов с Каймановых островов, которые перечислила таинственная фирма Reeco Capital LP. Кроме истории с портом и офшорными деньгами в портфеле "А-Проперти Инвест" за 2020 года числится 3,3 млрд рублей займов, чья судьба остается неизвестной.
Друзья Авдоляна
Есть у Авдоляна и авторитетные родственники – сын бизнесмена Гаспар Авдолян в 2017 году женился на Лолите Османовой – дочери Эльдара Османова. С этим человеком бизнесмен был связан через такой скандал, как банкротство "Межрегионсоюзэнерго". В 2018 году Османов стал фигурантом уголовных дел по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), а затем объявлен в розыск.
Такая по-настоящему блестящая биография не мешает Авдоляну в бизнесе – офшоры, переводы денег, покупка продажа активов, непонятным образом генерированные долги. Ловкость рук и никакого мошенничества, претензий к Авдоляну нет, несмотря на эпизоды.
Причины успеха, похоже, личные: Авдолян родился в Краснодарском крае, но его малой родиной следует считать Иркутск, где он познакомился с главой Ростеха Сергей Чемезовым. Отношения между этими людьми сложились товарищеские. Первый капитал Авдолян заработал на проекте Yota, запустить который ему помог Ростех. Дальше больше, а сегодня они вместе курируют благотворительный фонд "Новый дом" и ездят на автомобилях Aurus Senat, на которых быстро уезжают от всех проблем.
- Сагал птица гордая: пока не придут, не отдаст
- "Динамит" от Чемезова будет лечить российских сердечников?
- Дело на миллиард: почему "Росразмещение" обогатит "Виво Маркет"?
- В суд на Чемезова
- Чей автобус автобусней: как Собянин и Чемезов транспорт делили
- Джин отдыхает: Путин "построил" Чемезова и Мантурова