В редакцию написал читатель с просьбой обратить внимание на особенности российского утилизационного сбора на автомобили в свете тех изменений, которые произошли после начала СВО. Корреспондент The Moscow Post проанализировал ситуацию и выявил бенефициара в лице московского мэра Сергея Собянина.
Один из читателей The Moscow Post поделился наблюдением. Правительство РФ собирается с 2024 года повысить утилизационный сбор на автомобили на 70-85%, однако одновременно с этим продолжает выплачивать западным автоконцернам излишне уплаченные выплаты этого однократного налога по старым сделкам. Ситуация для россиян ухудшается, а для иностранцев, которые ушли из РФ, наоборот, улучшается, хотя мы платим налоги внутри страны, а они – за границей, следовательно, деньги могут идти на финансирование Украины и нацистского киевского режима.
Утилизационный сбор Алиханова
За данной идеей стоит Минпромторг РФ, который с мая 2024 года возглавляет бывший губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Если предложение министерства будет принято, то импортные автомобили станут недоступными для абсолютного большинства россиян.
Антон Алиханов. Фото: https://kaliningrad.sm.news/anton-alixanov-pozdravil-prokuraturu-s-300-letnim-yubileem-91091-u3t5/
Кроме разового увеличения утилизационного сбора планируется его ежегодное повышение на 10-20% до 2030 года, фактически до окончания полномочий текущего Правительства РФ.
Приведу цифры: по этому нормативному акту утилизационный сбор на автомобиль с объемом двигателя от 1 до 2 литров в следующем году составит примерно 667 тысяч рублей, от 2 до 3 литров – 1,875 млн рублей, а свыше 3,5 литров – 2,284 млн рублей. За эти деньги до пандемии COVID-19 можно было купить новый автомобиль с указанным литражом. Понятно, что с тех пор ситуация в стране кардинально поменялась, но все-таки нужно иногда думать о народе.
Дело в том, что сегодня о людях здесь вспоминает только ФТС, которая зимой-весной разослала требования о доплате утилизационного сбора (сотни тысяч рублей) россиянам, которые ввезли автомобили из-за рубежа по параллельному импорту. И это, как мы видим, только цветочки, скоро цифры вырастут на порядок.
Предложение автомобилей в РФ упало
Уход западных компаний в 2022 году привел в РФ к двум тенденциям: во-первых, предложение автомобилей на рынке упало в три раза, во-вторых, цены на них выросли в два раза. Решить эту проблему не просто, и дело здесь не только в покупательной способности россиян. Просто мы не можем выпускать столько автомобилей, сколько раньше, и мало что производим сами.
Ставка на западные компании привела к тому, что после драконовских санкций мы, например, можем собрать "Ниву", которая от машины советских времен отличается наличием инжектора фирмы Bosch и другими незначительными изменениями. Локализация производства до 2022 года была в России на недостаточном уровне. Досанкционный флагман "Автоваза" Lada Vesta включал в себя всего лишь несколько российских комплектующих, в остальном это была иномарка, причем все это происходило с согласия Правительства РФ.
Денис Мантуров. Фото: http://www.tribuna.nad.ru/zhdem-denisa-manturova-glavnyj-po-torgovle-priedet-v-komi/
Таким образом, поддержка отечественного производителя от утилизационного сбора является эфемерной. И так почти все, что производится в России, распродается, даже если качество таких машин вызывает вопросы, поэтому это решение имеет другие цели.
Собянинский "Москвич"
Адвокаты данного шага скажут: "все платят утилизационный сбор, он касается как российских, так и западных компаний". Верно, но только в России существует программа стимулирования автопроизводства, которая дает преференции внутренней сборке. Ранее она мотивировала западные компании переносить производства сюда. Теперь на их место должны прийти китайцы, но они пока боятся санкций и напрямую не входят на российский рынок, в результате чего в отечественном автопроизводстве возникают мутные схемы.
Наиболее характерным проектом стал завод "Москвич", в рамках которого Сергей Собянин и его администрация застолбили за собой импортозамещение в автопроизводстве. Данное предприятие с советским заводом АЗЛК имеет только общий бренд, в реальности это мощности бывшего главного владельца "АвтоВАЗа" французского автоконцерна Renault.
Сергей Собянин. Фото: https://akwatoria.ru/meriya/
Сегодня там из готовых машинокомплектов под шильдиком "Москвича" собираются автомобили китайского концерна JAC Motors. Оформляются они как российское авто и поэтому имеют право на налоговые льготы, дающие преимущество над паралельным импортом.
Запуск этого позорища в ноябре 2022 года торжественно провели Собянин и бывший глава все того же Минпромторга, а ныне вице-премьер Денис Мантуров. И вот спустя полтора года после этого события предложено постановление Правительства РФ, которое фактически играет в пользу собянинского "Москвича". Спрос на такие машины будет – люди вынуждены их брать при текущих ценах, которые еще больше загонит ввысь утилизационный сбор.
Автомобильно-утилизационный бизнес
Учредителем АО МАЗ "Москвич" является ООО "ЦРТ", которое находится в собственности АО "ОЭЗ "Технополис Москва" и АО "ИПК", а они уже являются коммерческими организациями на балансе департамента Госимущества Москвы.
Фото: Rusprofile.ru
Генеральным директором данной структуры стал натуральный "варяг" Ханс-Питер Мозер, который в 2022 году получил российское гражданство, а до этого в течение девяти лет трудился в Набережных Челнах на "КамАЗе". Со времен Марата Хуснуллина, который в 2020 году ушел из московской мэрии в Правительство РФ, в столице сформировалась мощная команда из Татарстана, поэтому неудивительно, почему "Москвич" развивается через "КамАЗ".
Мозер является представителем не только российского капитала, но и казахстанского. Он до сих пор занимает должность генерального директора ООО "Хит Моторз Рус", чьим конечным бенефициаром прописано товарищество с ограниченной ответственностью "ХАЙ ЕНД АССЕМБЛИ ТЕХНОЛОЖЕС МОТОРС", Казахстан. Итогом деятельности Мозера на посту руководителя "Москвича" стало то, что план по производству автомобилей в 2023 году выполнен не был, но это не помешало повышению утилизационного сбора.
Все герои этой истории друга знают. Алиханов – это выходец из Минпромторга и протеже Мантурова, который делал первые карьерные шаги в Москве, когда ее уже возглавлял Собянин. У столичного мэра и Мантурова также хорошие отношения, так что все сходится.
Благодаря повышению утилизационного сбора производства типа "Москвича" будут расти как грибы и заполнять рынок, деньги будут зарабатывать нужные люди вроде Мозера, а платить – простые россияне, которые просто не смогут купить автомобиль дешевле.
Недружественные странности
Есть у этого сюжета с утилизационным сбором и обратная сторона медали, а именно странные отношения с ушедшими из России автопроизводителями из недружественных стран, которые в 2022 году бросили свои производства, клиентов и российских работников.
Марат Хуснуллин. Фото: https://www.rbc.ru/politics/28/01/2020/5e302c769a7947c1a9cf6d76
В марте 2023 года Правительство РФ установило, что за деньги, которые излишне взысканы по утилизационному сбору, будут начислять проценты, причем сама практика не имеет ограничений. Все автопроизводители, включая западные, могут на это положение рассчитывать в случае, если у них удержали средства сверх нормы, каких-либо ограничений в постановлении нет.
И получается странная коллизия, которую как раз и отметил наш читатель – россияне должны будут платить за ввоз автомобилей в страну втридорога, а западные компании, чьи налоги идут на нужды ВСУ, могут через своих контрагентов в России рассчитывать на компенсацию. Разговор здесь идет не о самых больших деньгах, но все-таки принцип важнее.