Уходящий год стал крайне напряженным, но промежуточным звеном в движении России и всего мира к многополярному порядку.
Уходящий 2024 год оказался крайне богат на геополитические события. И, одновременно с этим, оказался годом промежуточным: то, что продолжилось в нем, было начато раньше. И закончится уже не в этом, а в последующих годах. Это же касается и ситуации вокруг России, прочно вписанной в мировую повестку.
The Moscow Post – о геополитических итогах 2024 года.
Прошлый, 2023 год, оставил в наследство 2024-му несколько ключевых трендов. По мнению экспертов, все они были продолжены и расширены. Во-первых, так и не получил своего окончательного разрешения конфликт на Украине, который подогревается и спонсируется на Западе.
В Брюсселе и Вашингтоне продолжались дебаты о целесообразности продолжения помощи Киеву, а сама помощь продолжала поступать. При этом власть в Киеве не рухнула, военное противостояние продолжается - хотя уже и с полностью отрицательной для Украины динамикой. Единственный реальный успех ВСУ - вторжение в Курскую область, однако стратегического успеха оно не имело, и лишь осложнит будущие переговоры о мире. Зато ни о каких глобальных контрнаступлениях, как летом 2023 года, речи для Киева уже не идет.
Другой важнейший тренд, продолженный в 2024 году - укрепление т.н. "глобального Юга", который еще больше продвинулся на пути к самостоятельной и даже во-многом определяющей роли в мировой политике. Усилились позиции БРИКС, а сам этот формат активно расширяется. В 2024 году в объединение вступили новые государства. Теперь полный их список выглядит так: Россия, Бразилия, Египет, Индия, Иран, Китай, ОАЭ, Эфиопия и ЮАР.
Сразу 13 государств получили статус стран-партнеров: Турция, Казахстан, Узбекистан, Алжир, Белоруссия, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Вьетнам.
Для России крайне успешным оказался саммит БРИКС в Казани, состоявшийся в октябре 2024 года. Она подтвердила свой статус одной из ключевых участниц объединения, а представительство саммита в очередной раз в пух и прах разбило нарратив о дипломатической изоляции России. На фоне успеха саммита позднее даже пошли слухи, что атаки ВСУ на Казань посредством беспилотников были связаны с успехом города в принятии мероприятия. Но это больше похоже на спекуляции.
Кроме того, в 2024 году Россия председательствовала в СНГ, который на фоне более глобальных процессов все больше выглядит рудиментом. Тоже самое можно сказать и об ОДКБ. Многие считают последнее объединение откровенно бутафорским. Никакого реального влияния на политические и военные процессы ОДКБ в 2024 году не оказал. Все ближе к выходу из объединения Армения, которая убеждена, что организация не защитила ее во время второй карабахской войны. Хотя это было невозможно по закону - боевые действия шли на официально признанной территории Азербайджана, который в ОДКБ не входит.
К слову, представители обоих государств, Ильхам Алиев и Никол Пашинян не приняли участие в ежегодном неформальном саммите СНГ, состоявшемся 25 декабря. Алиев - из-за авиакатастрофы "Азербайджанских авиалиний" над Казахстаном, Пашинян - якобы из-за заражения коронавирусом.
В любом случае можно сделать, что "старые" интеграционные проекты, собранные вокруг России на постсоветском пространстве, откровенно буксуют. В отличие от проектов более глобальных - того же БРИКС, ЕАЭС и ШОС.
В 2024 году в Казахстане с большим успехом прошел саммит ШОС. По его результатам была подписана Астанинская декларация Совета глав государств – членов ШОС, закрепляющая основные направления развития организации и сотрудничества между ее членами, приняты инициативы по глобальному единству, борьбе с глобальными угрозами и другие важные документы.
Учитывая большую роль ШОС на внешнеполитическом векторе РФ, Россия может записать итоги мероприятия себе в актив. Ну а главным выгодополучателем стал Казахстан, который удачно прошел между Сциллой и Харибдой - сохранил особые отношения с РФ и не нарвался на серьезные ограничительные меры со стороны западных партнеров.
Еще одной важнейшей темой стали выборы - как в России, так и в западных странах. В РФ, ожидаемо, победил действующий Президент, а значит и его внешнеполитическая линия на укрепление суверенитета и создание многополярного мирового порядка. В США избранным президентом стал Дональд Трамп, но последствия этого еще до конца не ясны. Пока лишь заявлен тренд на сокращение внешнего участия в жизни Европы, передача на уровень ЕС большой доли расходов на обеспечение безопасности. Казалось бы, это продолжение тренда на многополярность, но результаты будут ясны только в следующем году.
Между тем, меняется риторика по украинскому конфликту. Все больше глобальных игроков соглашаются, что необходим не просто мир, а новая система коллективной безопасности в Европе, да и шире. Трамп намерен сосредоточится на внутренних проблемах, а на внешнем векторе больше заняться Азией и Тихоокеанским регионом. Для этого ему надо содействовать завершению конфликта в Европе и не допустить дальнейшего сближения России и Китая. А сближение это, пусть и не так динамично, продолжалось весь 2024 год.
Отдельны вектор - ситуация на Ближнем Востоке, где у России также есть свои интересы. Уже сейчас можно констатировать, что огромное преимущество в палестинском конфликте получил Израиль. А вот Иран потерял значительное влияние. Особенно с разгромом ливанской Хезболлы и потерей Сирии, как транзитной территории для снабжения этих группировок в Ливане.
Как геополитическое поражение многие пытаются трактовать и итоги сирийской кампании для РФ. Между тем, вопрос с военными базами в Тартусе и Латакии пока не решет. А главным победителем стала Турция во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Похоже, 2025 год начнется с новой масштабной операции турецких ВС и их сирийских "прокси" против курдов. Кроме того, вырисовывается ранее отложенный проект о строительстве газопровода из Катара через территорию Сирии в Турцию. Таким образом, Анкара станет крупнейшим газовым хабом Европы, значительно ослабив и без того шаткие позиции России на этом направлении.
В этом смысле Эрдоган претендует уже на роль не регионального, а мирового игрока. И это тоже одно из следствий движения мира к многополярному устройству. Новые центры силы поднимают голову, тогда как старые наднациональные структуры и военные блоки - ООН, ЕС и НАТО подвержены эрозии.
В 2024 году Россия укрепляла отношение со своими союзниками. Подписаны важные соглашения с КНДР и Ираном, продолжились интеграционные процессы с Белоруссией, которая, как уже говорилась, стоит на пороге вступления в БРИКС. Отдельным треком шла интенсификация отношений с Индией, которая стала крупнейшим закупщиком российской нефти. В стане наших противников на Западе, наоборот, происходит "пересменка". ФРГ и Франция на пороге внутриполитических кризисов, внутренняя оппозиция линии на конфронтацию с Россией растет. Но доминирующего значения не приобрела, учитывая, что новой главой евродипломатии стала ярая русофобка Кая Каллас из Эстонии.
В целом же по геополитическим итогам 2024 года есть стойкое ощущение, что продолжается некая расстановка сил и рост напряжения при сохранении тренда на диверсификацию центров международной политики. Та самая пресловутая многополярность, которая уже просматривается, но еще не институционализирована на международном уровне.
Критически важное значение будут иметь результаты противостояния на Украине, вокруг итогов которых как (использовав, как повод), как раз и может сложиться новая система международных отношений. В этом смысле, главные ожидания от 2025 года - завершение конфликта на Украине, частичная реформа ООН с введением в его Совет Безопасности новых постоянных членов, рост веса и влияния международных региональных и межрегиональных организаций.