Крупный производитель футеровки ФРТИ загремел под санкции Роспотребнадзора, в результате чего неприметное предприятие попало в новостную повестку. Корреспондент The Moscow Post в Свердловской области проанализировал как это событие связано с импортозамещением и губернатором Евгением Куйвашевым.
Роспотребнадзор выявил у "Уральского завода футеровочных РТИ" (ФРТИ) отсутствие обязательных документов, касающихся обращения с производственными отходами. Предприятие не представило отчетности по выполнению нормативов утилизации товаров и упаковки после потери ими потребительских свойств и этим нарушило законодательство.
Завод создает футеровочные материалы для облицовки сложного оборудования. Они должны обладать огнеупорными и износостойкими качествами, поэтому их производство является сложным химическим процессом, регламентированным экологическим законодательством. Именно на его нарушение и обратило внимание ведомство.
Под британским мандатом
Юридическое лицо, на которое оформлен ФРТИ, было создано в 2012 году. Учредителями данной организации являются Шапоров Реваз Ревазович с долей в 0,1% и "КОМПАНИЯ С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ОГРАНИЧЕННОЙ АКЦИЯМИ КЕМПКОМПЛЕКС ИНК", зарегистрированной на Виргинских островах. Фактически организация принадлежит структуре, работающей по юридическим правилам, которые задает правительство Великобритании.
Финансовое положение компании стабильно – зафиксирована прибыль, экономических трудностей нет, проблемы с экологией с деньгами явно не связаны.
Фото: Rusprofile.ru
Генеральным директором организации числится Александр Шапоров, который, судя по всему, приходится родственником Ревазу Шапорову. Реваз Шапоров является постоянным участником коммерческих споров в судах, где защищает свои интересы. Кроме участия в ФРТИ этот человек является индивидуальным предпринимателем и учредителем ООО "УНТЦ-Эт", генеральным директором которого числится Антон Тимченко.
Ранее Шапоров был учредителем московского ООО "Химкомплекс", которое оптом торговало химикатами, у него два региона деятельности – Москва, где он занимается бизнесом через ИП, и Свердловская область, где расположен главный его актив.
Собственники виргинского офшора публично не раскрываются, но можно сделать вывод, что с высокой долей вероятности – это Реваз Шапоров. Кроме ФРТИ в других организациях, где предприниматель принимал участие, он выступает единоличным учредителем. В 2023 году Шапоров подал иск в арбитражный суд на ФРТИ о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности. Иск носил технический характер и нужен был исключительно для реализации такой процедуры.
Связи с "Норильским Никелем" и "Алросой"
Данные по судебным спорам ФРТИ говорят о том, что предприятие является заметным поставщиком товаров на российском рынке футеровки. Например, одним из его контрагентов был Коршуновский ГОК, который принадлежит группе "Мечел". Компании подали друг на друга несколько исков. Аналогичная история с ПАО "ГМК "Норильский Никель" олигарха Владимира Потанина и несколькими другими видными структурами.
Фото: Rusprofile.ru
Анализ материалов показывает, что претензии к добросовестности ФРТИ существуют не только у Роспотребнадзора, но и у ряда контрагентов предприятия.
На госзакупках ФРТИ не блещет, но кое-что есть и здесь. ФРТИ подписал два соглашения на 81 млн рублей с алмазодобывающей ГК "Алроса" (ПАО). Данная структура и без ФРТИ постоянно является участником скандальных историй, несмотря на то, что остается в собственности государства на паях федерального центра и Якутии. В нулевые годы компанию пытались приватизировать, однако Якутск выступил против этого, ведь организация добывает 95% российских алмазов и занимает здесь четверть мирового рынка.
Фото: Rusprofile.ru
Сейчас ГК "Алроса" возглавляет Павел Маринычев, который в 2023 году сменил Сергея Иванова – младшего сына бывшего главы Минобороны РФ Сергея Иванова. Данные люди наладили контакты с ФРТИ, несмотря на этот шлейф с коммерческими спорами.
Импортозаместители из ФРТИ
Кроме сотрудничества с ведущими российскими государственными и частными структурами ФРТИ проявляет активность на ниве импортозамещения. Завод пытается застолбить за собой рынок футеровочных элементов для западного оборудования, что стало в России доходным бизнесом, особенно если удается договориться с покупателями по условиям.
Реального дефицита иностранных комплектующих в России нет, но вопрос заключается в цене и в условиях сотрудничества. Сегодня под эгидой импортозамещения предприятия могут отказаться от так называемого параллельного импорта и начать закупать отечественные аналоги, даже если они по соотношению цены и качества хуже. С одной стороны – стратегически это правильно, с другой – огромный бизнес, скажем так, с теневыми взаимными преференциями. И вот здесь как раз интересна деятельность ФРТИ.
Компания претендует на то, чтобы импортозаместить немецкие гидроциклоны CAVEX, а это хороший рынок, учитывая объемы буровых работ в России. Масштабы в данной отрасли точно не будут падать, поэтому если ФРТИ ухватится за это направление, то точно найдет для себя золотую жилу.
Только попасть в импортозамещение не просто, даже если ты производишь добротный товар. Электроприборы, портовая торговля и даже алюминиевые банки показывают, что ни одна организация не получит контракты в этой сфере без плотной завязки с кем-то из серьезных лоббистов, желательно ранга не ниже губернаторского.
Импортозамещение по-куйвашевски
Импортозамещение в Свердловской области находится под контролем губернатора Евгения Куйвашева, усилившего внимание к этой проблеме после начала СВО. Регион сегодня позиционируется в качестве производственной площадки, способной делать все, включая и футеровочные материалы как для импортного, так и отечественного оборудования.
Евгений Куйвашев. Фото: https://www.kommersant.ru/doc/5113129
В 2022 году администрация Куйвашева опубликовала целую программу по импортозамещению. Цифры в ней прописаны большие, а планы генеральские, но очевидно, что госконтракты будут выданы только проверенным организациям.
Под этим соусом Куйвашев выиграл очередные губернаторские выборы и окончательно зачистил Свердловскую область под себя. Теперь все там происходит "по-кувашевски" – от импортозамещения и распределения госконтрактов до политических и кадровых вопросов.
Очевидно, что раз ФРТИ залез в импортозамещение, то он получил этот ярлык, а он выдается не всем и не просто так. Здесь господам Шапоровым пришлось потрудиться, чтобы представить губернаторской администрации подходящий бизнес-план, за который им после этого пришлось отвечать. Санкции за неисполнения могут быть разные – от претензий Роспотребнадзора до криминальной хроники местных телеканалов, но пока до этого дело не дошло.
Экологические требования всегда можно подправить, это не сложно – главное знать как, и снова продолжить шагать в ногу с имортозамещением. Офшорные корни фирмы мало кого волнуют, тем более речь идет об аутсорсе, а не о прямых госконтрактах. А вот меня волнует – контрольным органам следует на такой факт обращать внимание.