Однако уже сейчас многие эксперты отмечают, что новая система будет значительно более лояльной по сравнению с другими странами, передает корреспондент The Moscow Post со ссылкой на "Известия".
Минимальная ставка налогообложения - 13 процентов - остается неизменной и применяется для доходов от 2,4 млн в год. Это может быть связано со значением максимального дохода для самозанятых, которое также составляет 2,4 млн в год.
Таким образом, система становится менее уязвимой для налогового уклонения, поскольку налоговые ставки для самозанятых и индивидуальных предпринимателей значительно ниже, чем для НДФЛ.
Изменения в налоговом режиме для ИП с оборотами от 60 до 450 млн в год больше относятся к среднему бизнесу и не создают новых возможностей для налогового уклонения.
Прогрессивная шкала налогообложения применяется во многих странах мира. Количество ступеней налогообложения варьируется от двух до 19. Предлагаемая Минфином России шкала включает в себя пять ступеней, причем максимальная ставка составляет 22% для доходов от 50 млн. Среди зарубежных стран сходными параметрами шкалы и максимальной ставкой оказываются Коста-Рика, Испания и Норвегия.
В Великобритании, например, начальная ставка составляет 20% и оплачивается половиной населения. Для наиболее обеспеченных 14% ставка достигает 40%. В России повышение ставок происходит гораздо более постепенно.
Во многих странах часть граждан освобождена от уплаты налога на доходы. В рамках реформы в России был предложен налоговый кешбэк для граждан, зарабатывающих полтора прожиточного минимума и имеющих семью с более чем одним ребенком. Однако данный параметр может быть пересмотрен и расширен на все семьи с детьми.
Стабильность налогового администрирования в России будет сохранена, поскольку размер налога на доходы не зависит от количества членов семьи и детей.
Доля населения с доходами ниже налогооблагаемой суммы различается в разных странах. В странах, где существуют муниципальные налоги на доход, эта доля высока.
Доля людей, облагаемых налогом по первой или нулевой ставке, совместно с этой ставкой, может рассматриваться как мера прогрессивности налоговой системы. Чем больше доля населения, облагаемого первой или нулевой ставкой, тем менее прогрессивной считается система при одинаковых ставках.
С точки зрения доли населения, облагаемого максимальной ставкой, эксперты отмечают, что российская система также не может считаться полностью прогрессивной. Процентное соотношение населения, оплачивающего налог по ставке 18% или выше, составляет одну десятую долю процента.
Отмечается, что результаты налоговой реформы будут зависеть от того, будет ли производиться корректировка границ доходов с учетом инфляции, поскольку без этой корректировки эти границы будут снижаться.
Отсутствие корректировки границ доходов в условиях быстрого экономического роста может иметь положительный эффект.
Подчеркивается, что параметры реформы прогрессивного НДФЛ также могут оказать влияние на неравенство доходов между регионами России. Коэффициент Джини по налоговым и неналоговым доходам между российскими регионами остается на одном уровне последние пять лет - 0,61-0,62.
Если дополнительный НДФЛ, собранный с богатых налогоплательщиков, будет продолжать направляться в федеральный бюджет и целевые фонды, то неравенство между регионами не изменится.
Крупные регионы с более высоким уровнем доходов и большей долей богатых налогоплательщиков не получат значительного дополнительного притока средств. Распределение сборов НДФЛ будет оставаться таким же, как и в настоящее время, не напрямую влияя на неравенство между регионами.