Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, после ЧП в Анталье с горящим авиалайнером Сухой суперджет два топ-менеджера ОАК (входит в ГК "Ростех") лишились своих высоких постов. Речь про генеральных директоров ПАО "Яковлев" и "Туполев" – Андрее Богинском и Константине Тимофееве.
И ОАК передает управление проектами выпуска гражданских самолетов на уровень головной структуры холдинга: управлять ПАО "Яковлев" будет новый глава ОАК Вадим Бадеха.
Но ходят упорные слухи, что деятельностью Андрея Богинского на посту генерального директора компании "Яковлев" уже сильно заинтересовались следственные органы, поскольку в работе этой есть много провалов. Говорят, что г-н Богинский может оказаться под уголовным делом, как и экс-глава ОАК Юрий Слюсарь, которые уже покинул пределы ОАК и пробует себя в роли губернатора Ростовской области.
Но будет ли г-н Слюсарь в итоге "капитаном" Ростовской губернии?
По всей видимости, покажут следственные действия, но свою ложку дегтя в бочку с медом в процесс с метаморфозами в ОАК пытается запустить и глава ГК "Ростех" Сергей Чемезов, у которого продолжается сильное противостояние с генералами экс-министра обороны Сергея Шойгу.
Новые "старые" лица
Отметим, что Константин Тимофеев возглавлял компанию "Туполев" с января этого, 2024 года, а Андрей Богинский руководил компанией "Яковлев" с 2021 года. До прихода в ПАО "Яковлев" г-н Богинский также работал в одной из авиастроительных компаний.
Наш источник сообщает, что г-н Богинский - креатура Дениса Мантурова, первого заместителя премьера, бывшего министра промышленности и торговли.
Денис Мантуров. Фото: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/52/756085766212528.jpg
И в недавнем прошлом г-н Богинский подвизался в роли заместителя министра промышленности и торговли именно в то время (2015 -2016 гг.), когда г-н Мантуров носил министерский портфель.
В свое время г-н Мантуров сильно испугался, что к нему могут возникнуть вопросы из-за его "назначенца" Анатолия Сердюкова, экс-министра и фигуранта дела Оборонсервиса. Ведь именно Мантуров вместе с главой "Ростеха" Сергеем Чемезовым пролоббировали Анатолия Сердюкова в совет директоров одного из авиапредприятий.
Денис Мантурова считают креатурой Чемезова: с ноября 2012 г. Мантуров является председателем Набсовета "Ростех". Об этом сообщала "Версия".
Стоит вспомнить одну деталь биографии Мантурова: в начале 2000-х он возглавлял ОАО "Московский вертолетный завод им. Миля". Тогда шли разговоры, что Мантуров построил работу так, что в контрактах между заказчиком и заводом появлялись странные посредники, что сокращало доходы предприятия.
Но вернемся к сегодняшним реалиям.
Таким образом, функции управления деятельностью в компании "Яковлев" переходят к генеральному директору ОАК Вадиму Бадехе, который будет совмещать посты главы ОАК и ПАО "Яковлев".
Вадим Бадеха сменил Юрия Слюсаря несколько дней назад. До этого он возглавлял Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК, входит в "Ростех").
Юрий Слюсарь. Фото: https://www.uacrussia.ru/ru/press-center/mediagallery/download.php?link=/upload/iblock/a61/a61194c18e74cdb588ed02553b116077.jpg
Управлять деятельностью компании "Туполев" теперь собирается заместитель генерального директора ОАК по гособоронзаказу и управлению программами оперативно-тактической авиации Александр Бобрышев: с 2009 по 2013 гг. он уже возглавлял компанию "Туполев".
Что ждать от Александра Бобрышева?
На ПАО "Туполев" - карусель директоров.
Александр Бобрышев. Фото: https://rus.team/images/article/26512/2018-01-11-474_50383-5_929293.webp
И сегодня от Александра Бобрышева ждут многого: он досконально знает бюро и завод.
Критический провал Богинского?
Говорят, что генерального директора ПАО "Яковлев" Г-на Богинского могли уволить за один критический провал по указанию премьер-министра Михаила Мишустина: Богинский якобы провалил программу гражданской авиации.
И Слюсарь в этой компании, получается, тоже?
Отраслевая общественность говорит о тупике, в котором оказался гражданский авиапром. А что могли сделать уволенные руководители? И как теперь изменится соотношение сил между ПАО "Яковлев" и ПАО "Туполев"?
Предложенная ОАК трактовка мало что объясняет.
В пресс-релизе говорится только о консолидации управления гражданскими программами. Это можно понять так: уход Богинского с постов главы компании "Яковлев" и заместителя генерального директора ОАК по гражданской авиации и передача этих функций руководителю корпорации Вадиму Бадехе позволит более эффективно управлять сегментом.
Вадим Бадеха. Фото: https://static14.tgcnt.ru/posts/_0/83/839264616e63ea13f99b375550daa6ba.jpg
Увольнение Константина Тимофеева, который был первым заместителем генерального директора ОАК (отвечал за стратегическое планирование, управление программами стратегической авиации, капитального строительства), вообще не объясняется.
Между тем при назначении Тимофеева подчеркивалось, что подразумевается последовательная централизация управления и оптимизация административных функций самолетостроительной отрасли.
Новые модификации самолетов?
Напомним также, что конца 2022 г. в гражданском самолетостроении был только один центр - корпорация "Иркут" (переименована в ПАО "Яковлев") с двумя проектами: МС-21 и Superjet New.
С решением о возобновлении программы Ту-214 появился параллельный компании "Яковлев" центр "Туполев" с амбициозными задачами: по сути, ПАО "Туполев" вернулся в гражданский авиапром.
Но по обоим направлениям очевидны трудности. Сроки сдвигаются. Летающая лаборатория Ту-214, на которой должны отработать импортозамещение, только совершила первый полет. И говорят, что завершение испытаний и соответствующая сертификация будут не ранее чем через год. У МС-21 не подтверждаются ранее заявленные характеристики и речь идет о создании новой модификации самолета. Будущее импортозамещения пока не просматривается.
Но об отставке Андрея Богинского говорят предельно жестко: это личное указание Мишустина - за полный провал в гражданской авиации.
А кто же готовил записку для Владимира Путина, когда он объявил, что в 2030 г. у России будет тысяча отечественных самолетов?
Вряд ли эту записку писали Богинский с Тимофеевым? Но именно Тимофеев пытался донести до общественности, что давались слишком фантастические обещания.
Видимо, в ОАК почувствовали, что настал критический момент, когда пора спасать гражданскую авиацию?