Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, в 2023 г. ПАО "Северная верфь" (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) понесло убытки по большинству финансовых показателей, несмотря на полную загрузку мощностей. Эксперты связывают столь острую ситуацию с отставанием по срокам ввода рыболовецких судов, а также с потребностью в средствах для строительства серии военных кораблей. А какие обещания в свое время давал глава ОСК (уже бывший) Алексей Рахманов? И как распинался о якобы успехах экс-генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов? Получается, что совместными усилиями просто утопили ПАО "Северная верфь"?
Планов-громадье?
Отметим, что Северная верфь - одно из крупнейших судостроительных предприятий России, которое входит в скандально известную Объединенную судостроительную корпорацию.
И такой дремучей славы досталось ОСК от ее многолетнего руководителя Алексея Рахманова, о пещерных методах работы которого The Moscow Post рассказывал в десятках журналистских расследований.
Напомним также, что еще совсем недавно экс-генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов гордо загибал пальцы: Северная верфь нынче строит 6 траулеров для компании "Норебо" и 4 ярусолова: три для РК "Вирма" и один для ООО "Глобус". И летом прошлого года, во время международного военно-технического форума "Армия-2023" Орлов заявлял о планах сформировать новый, очень весомый портфель заказов. Но не получилось…
Траулер для компании "Норебо". Фото: https://yandex.ru/images/search
А ведь ПАО "Северная верфь" строила многоцелевые фрегаты проекта 22350 дальней морской и океанской зоны действия, корветы проекта 20380 ближней и дальней морской зоны.
И напомним, что еще в 2017 г. Северная верфь включилась в борьбу за рыболовные заказы, которые были размещены рыбопромышленниками в рамках программы инвестиционных квот. Северная верфь действительно, получила заказ рыбопромышленной компании "Норебо" на одну из самых крупных серий рыболовных судов.
Но в 2023 г. из-за срыва сроков выполнения контрактов, заказчик перевел большую часть судов на свою верфь в Отрадном. Об этом сообщали "Ведомости".
Верфь в Отрадном. Фото:https://protradnoe.ru/news/education?id=7046
Но напомним также, что Северная верфь стала вторым крупным судостроительным предприятием в городе на Неве, где с момента передачи акций ОСК в доверительное управление ВТБ существенно обновился топ-менеджмент.
Игорь Орлов был снят с должности решением Совета директоров ОСК 9 февраля, этого 2024 года. Новым генеральным директором сроком на 5 лет назначен Михаил Ненюков.
Большой провал и главный "тормоз"
Еще раньше ОСК покинул главный "тормоз" отечественной судостроительный отрасли –Алексей Рахманов: его "выперли" в августе прошлого, 2023 года.
Председателем совета директоров ОСК был избран глава ВТБ Андрей Костин.
Андрей Костин. Фото: https://www.rbc.ru/finances/04/07/2024/6686a8ce9a79473f52e041b7
Возмущенный г-н Костин назвал госкорпорацию одной из наименее эффективных компаний в активе государства. По оценке Костина, в оздоровление ОСК потребуется вложить не менее 0,5 трлн. рублей в ближайшие 5-7 лет. Об этом сообщал РБК.
Позже в руководстве ОСК уточнили, что точный объем средств на программу финансового оздоровления госкорпорации станет известен после завершения аудита, который проводит ВТБ под руководством генерального директора ОСК Андрея Пучкова.
Ориентировочно финансовая проверка должна завершиться в начале июля 2024 года.
Напомним также, что еще в декабре 2023 г. ВТБ выдал ОСК кредит - 50 млрд рублей с учетом 14% годовых сроком на полгода. Глава ВТБ Костин подчеркнул, что эта сумма выдана под гарантию возврата из бюджета.
Но как все же будут выправлять ситуацию, в том числе на "тонущей" Северной верфи?
Громкие судебные процессы
Еще при г-не Орлове ПАО "Северная верфь" отличилась громкими судебными процессами.
Игорь Орлов. Фото: https://sudostroenie.info/mobver/novosti/32779.html
Так, в конце ноября прошлого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск заместителя генерального прокурора об истребовании в пользу Росимущества акций ОАО "Норд-Вест СВ", связанного с ПАО "Северная верфь". Об этом сообщал "Интерфакс".
Генеральная прокуратура РФ требовала признать недействительным генеральный договор 1995 г. об образовании холдинговой группы, а также передать Росимуществу 58 тыс. обыкновенных акций ОАО "Норд-Вест Северной верфи", что эквивалентно 20% акций.
И суд арестовал активы 5 компаний, связанных с ПАО "Северная верфь".
Суд арестовал 100% акций АО "Инструмент-СВ", АО "Нива-СВ", АО "Эфес Северной верфи", АО "Машиностроение Северной верфи" и "Норд-Вест Северной верфи". И запретил вносить какие-либо изменения в реестры акционеров этих обществ.
Среди исковых требований также - признание недействительными генеральных договоров 1994-1995 годов, истребование в пользу Росимущества (помимо акций "Норд-Вест Северной верфи") 11 799 акций АО "Нива-СВ", 4375 акций АО "Инструмент-СВ", 43 054 акций АО "Машиностроение Северной верфи" и 34 076 акций АО "Эфес Северной верфи" (100% акций).
Ходатайство об обеспечении иска мотивировано тем, что это предотвратит причинение крупного ущерба публично-правовому образованию.
В пояснении к финансовой отчетности АО "Норд-Вест Северной верфи" за 2022 г. отмечается, что компания на 80% принадлежала "Северной верфи", остальные 20% - у АО "Мебельная фабрика СВ". Сегодня "Мебельная фабрика СВ" находится в стадии ликвидации.
Но не дойдет ли в скором времени - при таких тоскливых показателях - до ликвидации Северной верфи?