Врио губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО) Руслан Кухарук отстранил от работы арестованных первого заместителя директора департамента дорожного хозяйства региона и транспорта Андрея Середнева и его подчиненную – начальника управления транспорта Ольгу Власову. Чиновники были задержаны на прошлой неделе за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Середнев, прикрываясь поручением Президента РФ, активно продвигал транспортную реформу в Нижневартовске. Данный город стал первым Югре, где стала реализовываться такая программа. На практике это государственные инвестиции в новый автопарк, который перевозчики получают в пользование в кредит или по лизингу, а также в инфраструктуру. Деньги здесь очень большие, и на их освоении попались такие крупные чиновники как Середнев и Власова.
Павел Середнев. Фото: https://news.myseldon.com/ru/news/index/312712804
Пока Середнева и Власову обвиняют в содействии в приобретении автобусов по завышенным ценам у предприятия "АвтоМАЗ". Руководитель этой зарегистрированной в Самаре компании Тимур Мальцагов также задержан, но по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ) по госконтракту стоимостью в 742,5 млн рублей (всего 45 автобусов). Сколько конкретно у государства украли здесь Середнев, Власов и Мальцагов пока не называется, но, похоже, это только первый эпизод большого уголовного дела.
Подозрительный "АвтоМАЗ"
"АвтоМАЗ" и администрация Нижневартовска заключили два контракта – первый на сумму в 742,5 млн рублей (дата исполнения 13 марта 2024 года) и второй на сумму в 511,5 млн рублей (дата исполнения 7 августа 2024 года).
Любопытно, что следствие прижало "АвтоМАЗ" и югорских чиновников сразу после исполнения госконтрактов. Похоже, это связано со сменой власти в Югре, чей многолетний руководитель Наталья Комарова в конце мая ушла в отставку. В сентябре после губернаторских выборов она должна стать сенатором от ХМАО.
Фото: Rusprofile.ru
Руководитель "АвтоМАЗа" Тимур Мальцагов ИНН получал в Чеченской Републике и возглавляет в Москве АНО "Школа Искусств имени Народного артиста СССР М. А. Эсамбаева". На него также записана московская фирма ООО "Пассажиртехно", которая занимается транспортным бизнесом.
Бизнес на автобусах
Служба контроля ХМАО-Югры назвала ущерб региону на сделках с "АвтоМАЗом" – он составил 256 млн рублей. Подрядчик не смог своевременно доставить транспорт. При этом автобусы не соответствуют условиям, которые были прописаны в госконтракте.
Один автобус ЛиАЗ-529267 обходился бюджету Югры по контракту с "АвтоМАЗом" в 18,6 млн рублей при рыночной стоимости в 15,272 млн рублей. При этом "Государственная лизинговая компания" была готова поставить транспортные средства за 14,5 млн рублей.
Для того, чтобы пролоббировать цену "АвтоМАЗа", на тендере была использована АО "ГК Современные транспортные технологии", у которой стоимость одного "ЛиАЗа" составляла 18,3 млн рублей. Все равно ниже, чем у "АвтоМАЗа", но не на порядок.
Автобус. ЛиАЗ-529267 Фото: https://nn.pulscen.ru/products/avtobus_liaz_529267_cng_28_1_108_nizkopolny_gorodskoy_bolshoy_184962775
Ни на одном из поставленных автобусов ЛиАЗ-529267 не было кондиционера, который дает разницу в цене в 912 тысяч рублей. По слухам, машины были 2021 года выпуска, а это огромная разница в амортизационных расходах! Это легковой автомобиль может быть почти новый через два-три года при аккуратном использовании, а пассажирский автобус – никогда.
Получается, что Мальцагов при попустительстве Середнева и Власовой поставлял в Югру одно под видом другого и за большие деньги, чем на рынке. Суммы фигурируют огромные – они больше тех, что прописаны в уголовном деле. АО "АвтоМАЗ" как единый поставщик получило из бюджета Югры на поставку техники 3,069 млрд рублей.
АвтоМАЗ и Домтрансавто
Техника является отнюдь не единственным коррупционным направлением транспортной реформы в ХМАО. Кроме закупок автобусов по завышенным ценам Дептранс передал пассажирские перевозки в Нижневартовске московской компании "Домтрансавто".
Стоимость контракта составила стартовую цену в 4,3 млрд рублей, причем это также случилось недавно – в феврале текущего года. Конкурент у "Домтрансавто" был только один и на тех же условиях – налицо повторение дела "АвтоМАЗа".
Фото: Rusprofile.ru
Более того, это, похоже, одни и те же люди с "АвтоМАЗом". Генеральным директором "Домтрансавто" является Евгений Старшинов, а бухгалтерской электронной почтой "АвтоМАЗа" обозначен адрес valery.starshinov@gmail.com.
Отчество у Евгения Старшинова Валерьевич, поэтому эти Старшиновы могут быть отцом и сыном или просто родственниками. Учредителем "ДомТрансАвто" является еще одно самарское ООО "Самара Авто Газ", и это в свою очередь открывает новые грани.
Бенефициаром "Самары Авто Газа" является Александр Судаков, который был замечен в качестве 200-го по счету резидента Арктической зоны и уже в 2021 году вызывал подозрения. С топливом не получилось, зато вышло у Судакова с пассажирским транспортом в Нижневартовске. Партнером Судакова по ООО "Самаре Авто Газ" является еще один представитель Чеченской республики Усман Джамбулатов, владелец московской фирмы ООО "Автокольцо+".
Все дороги ведут к Комаровой и Ислаеву
Госконтракт с "ДомТрансАвто" Середневу и Власовой пока не вменяют, но если следствие будет дотошным, то это не заставит себя ждать. Только эти два персонажа вряд ли являются главными фигурами в этих мутных схемах по отъему денег у государства.
Транспортная реформа в Нижневартовске, за которую отвечал Середнев, курировалась Комаровой и вице-губернатором Югры Азатом Ислаевым. Середнева называют ставленником Ислаева, поэтому его арест – это мощный удар по политику. В единый день голосования пройдут выборы главы региона, а после этого будет сформировано новое правительство Югры. Теперь у Ислаева есть все шансы в него не попасть и даже (если не повезет) присоединиться к Середневу.
Транспортную реформу в Нижневартовске и Сургуте (крупнейшие города Югры) запустила Комарова, а сопровождал этот процесс Ислаев. Департамент Середнева занимался рассмотрением заявок на предоставление компаниям госпомощи при реализации компании, то есть выделял деньги и взамен обговаривал условия сотрудничества, как в случае с "АвтоМАЗом".
Азат Ислаев. Фото: https://akwatoria.ru/zamestitel/gubernatora/xantiy/mansiyskogo/okruga/
Все эти интересные вещи, которые стали известны благодаря делу АвтоМАЗа, не могли проводиться без ведома региональных властей, но пока под суд попали исполнители в лице руководителей Дептранса и поставщик Мальцагов. Что будет дальше, пока непонятно. Сейчас Кухарук пытается расставить в Югре своих людей. Судебных претензий к Комаровой, вероятно, не будет – бывший губернатор выйдет на пенсию сенатором, а вот по Ислаеву могут быть вопросы, но этот чиновник привык выходить сухим из воды.
До ХМАО Ислаев был два года вице-мэром Владивостока, а до этого помощником губернатора Приморского края Олега Кожемяко и депутатом казанской городской думы. У него серьезные связи, вплоть до вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина. По слухам, именно он пролоббировал Ислаева на должность заместителя Комаровой.